В сущности любого отношения личности человека или социальной структуры расположено два принципа науки. На основе этих принципов происходит изучение, трансляция норм, проектирование и организация культурных взаимодействий. Эти принципы определяют сами сущности теорий направленности взаимодействий в мире. Речь идет об восприятии человека как эволюционирующего существа, обладающего определенной возможностью реализации и понимании структуры мировых взаимодействий.
Часто эти направления расходятся и многие точки зрения присущие взглядам научных дисциплин, религиозности и мистицизма, личного понимания берут во внимание только один аспект познания мира. В случае научного постижения мира, при сохранения ясного объективного познания, отдельные дисциплины совершают благодатные скачки в познании мироустройства. Однако так идет только до тех пор, пока понимание соседствует с активным (развивающимся) познанием. Как только самостоятельность или главенствующее положение приобретает знание (для простоты понимания сравню эту позицию с застывшей «теорией», потерявшей связь с идеей и базирующийся на логической схеме), то картина мира мгновенно приобретает фанатичность и фантастичность. Что конечно связано с потерей главенствующего фактора понимания – познания.
История сообщает о множественных искажениях познания мира. Конечно, из-за простоты подхода, чаще всего это антропологический подход, сообщающий о стройной и сложной схеме/логической структуре мира, теряющий живое познание не вписывающихся в логику факторов. Однако и психологический подход рождает определенные иллюзии вызывая к существованию формальное отношение к внутреннему миру человека (например в педагогике) или теряя объективную направленность в борьбе за индивидуальность.