Свет. Мотор. Поехали. Хлопушка уходит с перспективы кадра. Оператор наводит фокус на стройного мужчину в безупречном, идеально подогнанном под фигуру, костюме. Человек прихрамывая, проходит перед камерой. В глаза бросается стильная но взлохмаченная прическа, тяжелое дыхание, выступающие прожилки на руках. Он останавливается перед клавесином, опускает руку и на целый миг замирает. Как будто проигрывая в сознании какую-то мысль. Но вот указательный палец человека запускает мелодику Гольбергских вариаций Баха. Камера поднимается выше, мы видим перспективу разрушенного кабинета: разбросанные бумаги со средневековыми гравюрами, раскиданную мебель и два бездыханных тела. Таков его замысел.
В этот момент доктор Ганнибал Лектер, герой одноименного сериала, поднимается на важную вершину пути своей истории. Появление агента Грэмма уже начало менять сложную схему функционирования его сущности, но до братских чувств еще далеко. Гениальное мышление стратега уже распознает экзистенциальную уникальность этой ситуации. Как паук, он начинает плести свою паутину.
Прямо сейчас новый сериал о психопате-каннибале тихо и незаметно для общественности покоится в просторах серверов интернета. Большой интерес к произведению проявили, конечно же, фанаты писателя Томаса Харриса и оригинальных фильмов с Энтони Хопкинсом в роли безжалостного маньяка. Но слишком многие разочаровались приквелом. Собственно это факт: персонаж Ганнибала в исполнении Мадса Миккельсена другой, стойкий критик назовет его чванливым и деревянным и заметит серьезное отличие игры датского актера от оскараносного Хопкинса.
Собственно сам Брайан Фуллер, продюсер сериала, уже долгое время являющийся поклонником вселенной Ганнибала, неоднократно заявлял, что его сериал будет отклоняться от канона оригинальной истории. Автор ряда сериалов, всех как один подозрительно связанных с темой смерти, позволил себе изменять ход сюжета, добавлять новых персонажей, развивать трактовку происходящего.
Но стоит посмотреть на этот сериал не через призму экранизации или симпатии актеру, а как на новое самостоятельное произведение. С этой позиции, культурное произведение уже успело выразить себя, заняв пионерскую позицию в мире кинематографа. По сути, в мире мейнстримного кино, проникло новое классическое произведение. Связывая и грамотно манипулируя эстетикой картины, драматическим накалом и что самое важное, сложным психологизмом, эпизоды шоу подают на стол киномана настоящий шедевр.
Самое важное, что сериал не перегружен идейной составляющей. Все происходящее очень точно подогнано друг к другу, не позволяя утомить зрителя пустыми диалогами или непродуманными действиями.
Сериал по сути своей ментален. Его наполняют многочисленные отсылки к шедеврам культуры, философские аллюзии, а самое главное, неотрывное ощущение присутствия на настоящем сеансе психоанализа. Часто взаимодействие персонажей осуществляется за счет крайне реалистических сложных психологических приемов.
Кстати, действие в кадре крайне напоминает по атмосфере культовый сериал Твин Пикс. Как и в истории про убийство Лоры Палмер, картина происходящего в Ганнибале умело подыгрывает сюжету, успешно подгоняя кинематографическую атмосферу под сюжетный накал. Умело срежиссированная постановка тонко улавливает и подчеркивает трансформацию персонажей.
Развитию сюжета сопутствует психологическое преобразование персонажей. Правда, для того чтобы окунуться в поток происходящего, надо не только пассивно наблюдать, но и мыслительно следить за состоянием персонажей, их решениями и убеждениями. Только так можно заметить тонкую ментальную жизнь главных героев.
Например, внутренняя жизнь Ганнибала абсолютна сознательна. У Лектера есть сложная система идей и ценностей, исходя из которых, он действует. Каждое его движение, слово и взаимодействие с внешним миром — это сложный сознательный выбор, исходящий из глубин содержания его внутреннего Я.
Второе лицо съемочной площадки сериала — профайлер Уилл Грэмм. Социально дезориентированный интроверт, обладает сильно развитым воображением: является эйдетистом и тонким эмпатом. Последнее и играет важную роль в драматизме персонажа Хью Дэнси. Его проблема заключается в балансировании между естественным скатыванием его натуры в психоз и развитием мышления.
Отношения этих персонажей центральная история сюжета. В каждой серии едва ли не половину времени занимают психиатрические сеансы Уилла с Ганнибалом. Оба видят некую часть сущности друг друга и посредством взаимодействия пытаются ответить на важные для них экзистенциальные вопросы. Их отношения не лишены борьбы, манипуляции и дружбы. Дуэт Уилл/Ганнибал даже критикуется за излишние проявления симпатии.
Сериал понравится многим категориям зрителей. Он наполнен тяжелым накалом драмы, ужасом триллера, мощной эстетической психологичностью. Сейчас «Ганнибал» не завершен. В 2015 году ожидается выход 3 сезона, который затронет первую по хронологии книгу о Лектере «Ганнибал. Восхождение». Согласно планам Брайана Фуллера, действие продлится до 7 сезона, дополнив, таким образом, мир вселенной продолжением истории о психиатре-каннибале.